Обоснование выбора стратегии развития

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

1.1. Концептуальные основы стратегии развития

Псковская Лингвистическая гимназия ведет свою историю с 1993 года. Это самая молодая школа в городе Пскове, в 2008 году ей исполнится 15 лет, с самым молодым педагогическим персоналом – средний возраст учителей - 30 лет.

Причин, побудивших небольшой коллектив единомышленников к созданию новой школы, было две.

Первая- это неудовлетворение ходом реформ в образовании (90-е гг. 20 в.), которые инициировали создание большого количества школ, получивших в дальнейшем статус гимназий, лицеев, образовательных центров. С ними были связаны ожидания  более эффективного, инновационного развития российского образования,  обретение им нового качества.

К сожалению, в этом процессе был упущен важный аспект: подготовка кадрового педагогического ресурса, способного к работе в инновационном режиме на всех уровнях от высшего профессионального до постдипломного образования. Поэтому одной из ключевых задач в первые годы работы школы было создание системы непрерывного повышения квалификации.

Вторая причина была связана с тем, что традиционная парадигма образования безнадежно устарела, так как была нацелена на освоение молодым  поколением накопленных человечеством фактических знаний  о мире. Парадокс этой ситуации заключается в том, что знания: а) стали легкодоступны, б) очень быстро нарастают в объеме, в) чрезвычайно быстро меняются, и по этой причине накопить какие-либо знания на всю жизнь вперед невозможно, ненужно и просто бессмысленно.

Анализ сложившейся ситуации был сделан Римским клубом еще 15 лет назад, тогда же была предложена идея, которая сегодня активно пропагандируется ЮНЕСКО, - образование на протяжении всей жизни, так как самая важная цель образования сегодня  – это научить человека способам взаимодействия с миром внутри себя и вне себя для того, чтобы уметь учиться и переучиваться, вести исследования, мыслить критически. А, главное, нужно учиться тому, как все это можно сделать цивилизованно и в первую очередь во благо сообщества и каждого конкретного человека.

К сожалению, наша реальность такова - знания, добытые вчера, преподаем сегодня для того, чтобы их использовали завтра. И , как результат, наши выпускники оказываются подготовленными к жизни в том обществе, которого уже никогда не будет.

Но, как отметил в своем выступлении на расширенном заседании Госсовета В.В.Путин, « …решая задачу радикального повышения эффективности экономики, мы должны создать стимулы для формирования национальной инновационной системы….От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.»  Мы абсолютно уверены, что именно в школьной среде происходит формирование мотивации к инновационному мышлению и поведению. И от того, сможем ли мы создать равные условия всем участникам образовательного процесса для проявления инициативы, самостоятельности и ответственности в выборе смелых, неординарных решений  будет зависеть реализация инновационного сценария развития страны в целом и образования в частности.

Проанализировав ситуацию, мы поняли, что разработка и внедрение инноваций процесс чрезвычайно сложный и хрупкий, что запуск этого процесса должен основываться на научных законах  инноватики, прогнозируя возможные допущения, риски и дефициты. Этот процесс, пока новшество не пройдет полный цикл апробации и коррекции, не может быть массовым и повсеместным, и самое главное, его нельзя сразу начинать в  школах, где персонал ни теоретически, ни практически не готов к работе с инновационным продуктом. При этом сам инновационный продукт должен быть снабжен таким ресурсным обеспечением, чтобы учителю было работать с ним легко, понятно и престижно.

Для этого потребовалось зафиксировать состояние инновационных разработок как эталонных, то есть нормировать их в соответствии с социальными требованиями, иначе говоря,  стандартизировать в соответствии с запросами потребителей.

При этом мы поняли, что основным назначением любого стандарта является обеспечение стабильности,  «консервация» существующего состояния, как лучшей практики, тогда как развитие, инновация неизбежно потребует выхода за пределы стандарта, то есть весь цикл может повторяться и при хорошей организации, постоянно приводить к получению инновационного качества (результата) и далее к нормированию этого нового результата.

Реализация этой идеи помогла понять очень важную вещь:   понятия образование и инновации являются метафорически синонимичными и в своем интеграционном единстве означают непрерывное развитие.

Если это развитие касается школы, то предполагается  обязательное наличие видения ближайшего будущего школы. Перспективы развития нашей гимназии мы связываем с созданием инновационной системы нормирования и стандартизации качества образования.

Видение определяет миссию образовательного учреждения. На ее основе выстраивается система ценностей, которая совместно с миссией вырабатывается всем школьным коллективом. Директор является только инициатором, вдохновителем процесса инновационных преобразований, но он просто обязан заразить своей идеей коллектив и вместе с ними определить траекторию будущего развития школы и те ценности, которые станут определяющим базисом, своеобразной идеологией, в рамках которой и будет разворачиваться процесс педагогического творчества.

Почему это так важно? Дело в том, что никакая , даже абсолютно совершенная технологическая, методическая разработка  не даст  ожидаемого эффекта, если ее пользователи не будут придерживаться определенных этических норм, не будут находиться в поле единых нравственных принципов. Тем более, когда речь идет об инновационных разработках.

Вот почему мы не жалели времени на создание миссии гимназии, понятной всем участникам образовательного процесса и принятой после многократного ее обсуждения.

 n Наша гимназия предоставляет уникальный шанс получить полилингвальное(многоязычное) образование.

 n Мы даем возможность каждому участнику образовательного процесса сделать свой выбор и стать лидером.

 n Мы осознаем свою ответственность перед учениками, родителями и обществом за качество предоставляемых образовательных услуг.

 n Наши родители являются активными участниками учебно-воспитательного процесса, включенными в управление развитием гимназии.

 n Мы стремимся:

 - заслужить репутацию современной, инновационной школы, в которой работают высокопрофессиональные и ответственные педагоги;

 - использовать в своей работе эффективные технологии, обеспечивающие качественное образование;

 - научить наших учеников учиться в течение всей жизни, исследовать окружающий мир, мыслить творчески, чтобы стать компетентными и ответственными граждан6ами России.

 Миссия положила начало выстраиванию системной управленческой цепочке, которая в дальнейшем переросла в систему  управления качеством работы гимназии. (КАРТА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ)

 Работа с Картой управления качеством  вызвала изменения системного характера во внутришкольном менеджменте:  перераспределение функций членов администрации и служб сопровождения, пересмотр подходов к процедуре планирования, реорганизацию мониторинговой деятельности и др.

Любая управленческая реорганизация, любая новая идея, внедряемая в жизнедеятельность организации должна быть реалистичной, то есть иметь достаточное  ресурсное обеспечение. При этом мы не должны забывать, что внедряя новшество, нужно постоянно получать обратную связь со стороны наших коллег, учащихся и их родителей, а также представителей власти, курирующих нашу деятельность и социальных партнеров, реализующих вместе с нами задуманное.

Остановимся на тех ресурсах, которые для нас явились системообразующими.

Первый и самый главный – это кадры. Устойчивое развитие любого образовательного учреждения во многом зависит от уровня квалификации педагогов.  В связи с этим перед нами встала задача организации непрерывного освоения эффективных образовательных технологий, а также создания системы научно-методического сопровождения процесса тиражирования и освоения инновационных разработок.

Иными словами, оказалось необходимым создать качественно новые условия, обеспечивающие рост профессиональной компетентности педагогов. К тому же опыт последних десятилетий показал, что  наиболее результативно обновление образования происходит тогда, когда в него включаются педагоги-практики, которые являются носителями философии обновления.

Второй компонент, обеспечивающий успех первому – это информация. Умения отыскивать необходимую информацию, ранжировать ее, выделять главное, обобщать, тезировать, конспектировать, реферировать и т.д., а также передавать  по назначению в режиме реального времени, являются показателями образованности и культуры любого человека. Мы полагали, что школа, являющаяся авангардом педагогического поиска, должна иметь открытые информационные каналы на вход и выход. Поэтому, любая полезная информационная единица, держателем которой является наша школа, тут же передается педагогической общественности региона.

Третий ресурс – это современный технологический инструментарий, который используется всеми службами, обеспечивающими жизнедеятельность нашего образовательного учреждения.

Конечно, в первую очередь это приемы, техники, способы организации учебно-воспитательного процесса, направленные на развитие критического мышления, творчества, самостоятельности, ответственности, на развитие умений ставить цели, планировать, прогнозировать, аргументировано доказывать свою позицию,  определять проблемы и находить способы их решения с опорой на имеющиеся знания.

Их можно назвать «высокими» образовательными технологиями. Нам представляется, что они являются обязательным компонентом методического арсенала любой инновационной школы.

Совершенно логично, что инновационные методы, используемые педагогическим коллективом, стали стимулом для перестройки системы управления школой. Так как любое новшество, внедренное в одно из направлений деятельности, порождает новый результат. Это незамедлительно влечет за собой коррекцию системы: сначала поэлементно, затем блоками, модулями, а вскоре может  произойти комплексная модификация системы, которая переведет ее в новое  состояние. И это будет означать, что инновация эффективна.

Для того, чтобы вычленить инновационные продукты, разработанные коллективом школы за прошедшие два года и нормировать инновационную деятельность учителей, проведем анализ динамики развития школы за 2006-2008 гг.