Анализ динамики инновационного развития гимназии

1.2. Анализ динамики инновационного развития гимназии в 2006 – 2008 гг.

 

Стратегическое руководство

 

2006 г

Линии сравнения

2008 г

Программа развития определяет видение будущего школы исходя из потребностей всех участников образовательного процесса.

 

Программа развития обеспечивает включенность всех участников в учебно-воспитательный процесс.

 

Программа развития определяет стратегические цели гимназии.

 

Действия, запланированные программой развития обеспечивают достижение стратегических целей (согласование стратегии с тактикой).

 

Изменения  вносятся в программу развития гимназия исходя из результатов мониторинга.

 

Имеется достаточный интеллектуальный и научно-методический ресурс для реализации программы развития

Программа развития

 

 

 

 

 

 

Произошло уточнение приоритетных целей развития гимназии. В эту работу были включены практически все работники гимназии. В результате четче определены:

 

а) структура и содержание программы, ее формат приближен к бизнес-плану

 

б) промежуточные и конечные результаты развития;

 

в) ресурсные возможности, необходимые для достижения целей программы;

 

г) целевые группы, заинтересованные в информационных, методических и технологических продуктах инновационной деятельности педагогического коллектива.

 

Мероприятия, запланированные в общем плане работы, обеспечивают достижение цели.

 

При планировании работы гимназия исходит из результатов внутреннего мониторинга.

 

Общий план обеспечивает оперативное реагирование на решение текущих проблем.

 

Разработан новый управленческий инструментарий реализации общего плана – «Годовой круг сопровождения»

Общий план работы

 

 

 

 

 

 

Для мероприятий общего плана разработаны стандарты качества, критерии и индикаторы его достижения и превышения. В соответствии с ними были внесены коррективы в инвариантную и вариативную часть плана, уточнены функциональные обязанности сотрудников школы и общественных управляющих. В результате стало возможным более гибко и оперативно реагировать на внутренние и внешние изменения и требования.

 

Благодаря постановке четких целей созданы условия, побуждающие к эффективной коммуникации, взаимопомощи в решении поставленных задач, а также обеспечивающие широкие возможности для профессионального и личностного развития.

Внутренний мониторинг обеспечивает целесообразное расходование государственных средств при выполнении общего плана работы и оптимальное распределение ресурсов по приоритетам.

 

Система внутреннего мониторинга позволяет быстро реагировать на изменения в процессе жизнедеятельности гимназии.

Внутренний

 

мониторинг

 

 

 

 

Разработана система стандартов качества по основным направлениям работы гимназии. К оценке качества привлечены представители общественности (Совет школьного сообщества); создана необходимая для этого нормативная база.

Руководство персоналом

2006 г

Линии сравнения

2008 г

Планирование внутришкольного повышения квалификации педагогов исходит из стратегических целей программы развития с учетом индивидуальных потребностей и интересов педагогов гимназии.

 

Проведение семинаров для педагогов гимназии вытекает из результатов внутреннего мониторинга.

 

Система коллективных ценностей разделяется всеми сотрудниками гимназии.

 

Востребованность и значимость достижений педагогов гимназии подтверждается широким спектром публикаций и защитой диссертаций

Развитие персонала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие сотрудников гимназии обеспечивается: 

 

А) циклом внутришкольных семинаров, тематика которых определяется актуальными проблемами развития образования в целом, а также потребностями отдельных групп педагогов гимназии;

 

Б) усилением мотивирующих факторов, в том числе, использования стимулирующей части фонда оплаты труда;

 

В) сложившимся имиджем гимназии как образовательного учреждения, в котором работают высококвалифицированные педагоги.

Педагогический коллектив, учащиеся и родители участвуют в принятии решений, оказывающих влияние на основную деятельность гимназии через систему ученического самоуправления и органы государственно-общественного управления.

Сотрудничество

 

 

 

 

 

Создана нормативная база участия общественности в управлении гимназией, апробированы механизмы разработки и реализации стандартизации требований к качеству образования.

 Формирование учебной среды

2006 г

Линии сравнения

2008 г

Персонал гимназии сформировал в школе комфортный микроклимат. 

 

Создана и функционирует служба научно-методического сопровождения гимназии.

Надежность

В сохранение благоприятного микроклимата включены представители родительской общественности, ученического самоуправления.

Оборудованы индивидуальные места учащихся.

В школьных и учебных помещениях и помещениях общего пользования поддерживается чистота.

Территория школы благоустраивается силами учащихся и родителями.

Помещения и территория

В помещениях общего пользования произведен ремонт.

Обновлена мебель в учебных помещениях.

Классные помещения оснащены  персональными компьютерами.

В гимназии созданы условия для использования педагогами инфотехнологий при подготовке к занятиям.

Педагоги используют на уроках программные материалы на электронных носителях.

Учащиеся также имеют свободный доступ к инфоресурсам в урочное и внеурочное время для выполнения учебных и исследовательских проектов.

Гимназия имеет альтернативные учебные пособия и материалы на электронных носителях.

Организация учебных экскурсий носит системный характер (суббота – общешкольный день экскурсий, проектов и библиотек).

Библиотечное собрание учебной литературы соответствует специфике гимназии, отвечает современным требованиям.

Педагогический и ученический коллективы активно пользуются услугами библиотеки.

Библиотека включена в систему информационно-ресурсного центра гимназии.

Осуществлен доступ к скоростному Интернету за внебюджетные средства.

Разнообразие

возможностей обучения

В рамках ПНПО получены интерактивная доска и кабинет биологии.

Постоянно пополняются библиотечный фонд, банк программного обеспечения информационно-ресурсного центра гимназии.

 

 Обучение, воспитание, учеба

2006 г

Линии сравнения

2008 г

Образовательная программа составлена с учетом видения, миссии и ценностных идеалов педагогического коллектива гимназии.

Образовательная программа отражает специфику гимназии (лингвистический профиль).

При реализации образовательной программы школа исходит из анализа эффективности учебно-воспитательной деятельности.

Образовательная программа

В образовательной программе усилен культурологический аспект, разработаны программы новых элективных курсов.

Созданы дополнительные возможности для практического применения освоенных учащимися умений (компетенций) как в учебном процессе, так и за его пределами (социальные практики, стажировки в страны изучаемого языка).

При разработке модульных программ педагоги исходили из специфики учащихся и концепции гимназии.

Модульные программы.

Усилена культурологическая составляющая программ за счет усиления акцента на становление ключевых компетенций в сфере самообразования, самоорганизации и коммуникации.

Педагоги гимназии в абсолютном большинстве профессионально компетентны.

Педагоги формируют у учащихся общие учебные навыки.

Педагоги формируют у учащихся навыки сотрудничества.

Педагоги направляют учащихся по пути общественно-воспринимаемых норм поведения.

Учителя выбирают стратегию преподавания исходя из индивидуальных особенностей учащихся и особенностей дидактической модели «Выбор».

Педагоги выбирают методы обучения исходя из индивидуальности учащихся.

На уроках учащиеся проявляют активность, легко включаются в познавательную деятельность.

Экзаменационные оценки учеников за уровневые работы, переходные зачеты и унифицированные материалы соответствуют годовым оценкам.

Воспитательная работа вытекает из целей гимназии.

Воспитательная работа интегрирована в учебный процесс гимназии.

Ученики активно участвуют в проектной деятельности (учебно-исследовательские и социальные проекты).

В школе проводится системная работа по организации профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Обучение, воспитание, учеба.

Осуществляется постепенный переход к реализации компетентностного подхода: от разработки компетентностной модели образованности выпускника гимназии к апробации технологий, обеспечивающих ее реализацию.

Успешность работы педагогического коллектива в этом направлении подтверждается результатами итоговой аттестации выпускников, победами учащихся на областных, федеральных и международных олимпиадах и конкурсах.

 

 Поддержка учащихся

2006 г

Линии сравнения

2008 г

В школе действует система выявления специфических образовательных потребностей учащихся.

Внедренные в гимназии опорные схемы (например, схема Мейера, «Город углов», «Воспитай в себе толерантность» и др.) обеспечивают поддержку учеников.

Учащимся и их родителям доступны консультации специалистов – психолога, социального педагога, детского врача-психоневролога.

Консультации специалистов обеспечивают учащимся поддержку.

При совершенствовании опорных схем школа исходит из анализа их эффективности.

Выявление специфических образовательных потребностей учащихся.

Поддержка учащихся.

В систему работы по педагогической поддержке и сопровождению включены не только учащиеся гимназии, но ученики партнерских школ, участвующих в сетевой программе повышения квалификации педагогов г. Пскова.

Школа ведет последовательный учет выполнения школьных обязанностей учащимися.

Школа анализирует причины отсутствия учеников на занятиях.

Собраниями классных сообществ разработаны законы и нормы поведения в классе и школе.

Гимназия применяет меры в отношении учащихся, не выполняющих школьные обязанности. Исполнение правил контролируется через систему ученического самоуправления.

Разработана и принята общим собранием школьного сообщества Конституция гимназии.

Выполнение школьных обязанностей.

Контроль за соблюдением прав и обязанностей учащихся в значительной степени делегирован органам государственно-общественного управления – Совету школьного сообщества и ученическому самоуправлению.

 

Результат образования

2006 г

Линии сравнения

2008 г

Результаты государственных экзаменов соответствуют  среднему и высокому уровням по отношению к общероссийскому.

Результаты государственных экзаменов соответствуют результатам, показанным в течение учебного года.

Результаты за триместры соответствуют возможностям учащихся, результаты семестровых экзаменов соответствует планируемым.

При зачислении в гимназию отсутствует отбор по интеллекту.

Успеваемость

Успеваемость и достижения учащихся сохраняются на стабильно высоком уровне.

Учащиеся гимназии умеют учиться, мотивированы к достижениям.

Учениками усвоены навыки сотрудничества (с учетом возраста).

Учащиеся ведут себя в соответствии с общественно акцептированными нормами поведения.

За все время существования гимназии не было случаев правонарушений, наркозависимости и употребления алкоголя учащимися.

Социализация

Апробированы механизмы организации социальных практик учащихся: при участии родителей осуществлено включение старшеклассников в деятельность менторских компаний.

 

 

 

Проведено более 150 семинаров, конференций, мастер-классов для педагогического сообщества города, области, региона, России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Педагоги гимназии регулярно получают приглашения для презентации продуктов инновационной деятельности на конференциях и семинарах всех уровней.

Накоплен большой опыт разработки и реализации различных проектов совместно с государственными и некоммерческими партнерами в области образовательной и молодежной политики.

Востребованность результатов инновационной деятельности гимназии

Расширяется сетевая программа повышения квалификации педагогов г.Пскова, которая организована сотрудниками гимназии на базе АНО Псковский региональный центр образовательных технологий.

Опыт инновационной деятельности гимназии был представлен на семинарах:

а) для руководителей образовательных учреждений – победителей конкурсного отбора ПНПО в Российской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки (Москва, 2006),

б) для ректоров институтов повышения квалификации работников образования России в рамках проекта «Разработка и формирование федерально-региональной мобильной сети повышения квалификации управленческих кадров системы образования» (Москва, АПКиППРО, 2007);

в) для руководителей органов управления образованием и директоров школ Псковской области в рамках проекта «Создание вариативных моделей государственно-общественного управления образованием в муниципалитетах Псковской области» (Национальный фонд подготовки кадров, 2006);

г) для ректоров ИПКРО, руководителей и специалистов управлений образования, директоров ОУ в рамках проекта «Разработка моделей государственно-общественного управления образованием в регионах Баренцева моря» (фонд Новая Евразия, 2007);

д) для руководителей и специалистов управлений образования, директоров ОУ в рамках реализации национальной комплексной программы модернизации образования в Воронежской области (2007).

Сравнительный анализ динамики реализации инновационной программы развития гимназии показал, что по ключевым позициям, - кадры, информационные ресурсы, технологии, были получены новые педагогические продукты:

1. Инновационные продукты в области кадровой политики:

- Система внутришкольного повышения квалификации «Купол», в которую входят: педагогическое патентное бюро, определяющее и оформляющее  изобретение и рациональное предложение в педагогике так, чтобы ими могли пользоваться другие; школьные модельные площадки, на которых можно увидеть эталонное использование на практике педагогических изобретений; методические «клиники», с помощью которых можно освоить эффективно работающие новации и получить персонального тьютора для сопровождения процесса внедрения.

- Система консультативного сопровождения профессионального роста учителя (коучинг), которая помогает персоналу школы видеть собственные «точки роста» и выстраивать перспективные профессиональные «лифты» индивидуального и командного совершенства.

2. Инновационные продукты в информационно-управленческой сфере:

- Методика разработки стратегии развития школы в условиях непрерывных изменений;

- Система управления качеством работы гимназии на основе модели «Годовой круг сопровождения»;

- Модель информационно-ресурсного центра, как ключевого элемента, обеспечивающего информационное наполнение и технологическое оснащение непрерывно развивающейся школы.

3. Инновационные продукты в сфере образовательных технологий:

- Авторская дидактическая модель «Выбор», которая систематизировала все используемые педагогами школы интерактивные технологии обучения, организовав процесс их методического оснащения и ресурсного сопровождения;

- Методический портфолио учителя, предметный портфолио ученика, портфолио службы ППМС-сопровождения, административный портфолио, портфолио достижений и т.д.;

- Система мониторинга профессионального роста, учебных достижений, благополучия и включенности в образовательный процесс всех его участников: учеников, персонала гимназии, родителей.

- Методика создания вариативных моделей включения социальных партнеров в управление образовательным учреждением.

Таким образом, полученные инновационные продукты, с одной стороны, подтверждают способность педагогического коллектива гимназии к продуктивной инновационной деятельности, а с другой стороны, обусловливают необходимость нормирования образцов лучших практик, без которого невозможно их распространение в профессиональном сообществе.

Одновременно процедура нормирования и стандартизации выступает в качестве стимула к профессиональному росту и способствует усилению мотивации к повышению качества образовательных результатов (инновационных продуктов)

В результате это повлекло за собой  необходимость нормирования условий, процедур и результатов инновационной деятельности, то есть - разработки критериев и индикаторов достижения и превышения стандарта деятельности учителя.